Спрос

Спрос

Цена — это тот фактор, на который обращают внимание потребители, когда принимают решение о приобретении товара и/или услуги. Термину “Спрос” можно дать два определения. Каждое их которых верно.

Спрос. Определение

1. Спрос — количество товара, которое может приобрести один покупатель в данный момент времени за 1 единицу стоимости

2. Спрос — определённое количество покупателей, готовых приобрести определённое количество данного товара

Исходя из этих двух определений можно сделать вывод, что величина спроса напрямую зависит от количества покупателей (N), количества товара необходимого каждому покупателю (Q) и от финансовых возможностей каждого из покупателей (S).

Виды спроса

Количество покупателей не соответствует количеству населения, проживающего на территории в данный момент времени. Финансовые возможности покупателя не всегда соответствуют его потребностям. Или же количество доступного товара не всегда может удовлетворить текущий спрос.

Поэтому следует выделить:

  • Потенциальный спрос — строится на основе данных о количестве населения и его возрастных ограничений. Потенциальный спрос всегда больше реального.
  • Реальный спрос — учитывает финансовые возможности покупателя, степень насыщения рынка товаром, стоимость одной единицы товара. 

Кривая спроса

В классическом виде спрос представляется в виде кривой, которую получили эмпирическим путём.

Спрос
Кривая спроса

Предположим у покупателя есть 100 денежных знаков, а стоимость (С) товара будет колебаться от 1 до 100 денежных знаков.

Если стоимость одной единицы товара составит 1 денежный знак, тогда покупатель сможет приобрести 100 единиц товара (Q).

Если стоимость одной единицы товара составит 2 денежных знака, тогда покупатель сможет приобрести 50 единиц товара.

Если стоимость одной единицы товара составит 4 денежных знака, тогда покупатель сможет приобрести 25 единиц товара.

Если стоимость одной единицы товара составит 50 денежных знаков, тогда покупатель сможет приобрести 2 единицы товара.

Если стоимость одной единицы товара составит 100 денежных знаков, тогда покупатель сможет приобрести 1 единицу товара.

Если нанести полученные результаты на шкалу, то получим кривую спроса.

Формула спроса

Математически это выражается следующей формулой:

Спрос
Формула потенциального спроса
  • Q – количество товара
  • S– финансовые возможности одного покупателя
  • Cl – стоимость одной единицы товара
  • n – общее количество покупателей
  • l – общее количество товара, которое необходимо покупателям

Стоит отметить, что эта кривая не является бесконечной, как её представляют в учебниках по экономике. В какой-то момент времени стоимость товара станет слишком высокой (предел стоимости), что не позволит купить даже одной единицы, либо степень насыщенности этим товаром достигнет 100% (предел насыщения). В результате спрос на этот товар, в том и другом случае, упадёт до нуля.

Поэтому, если выше приведённую формулу умножить на корректировочный коэффициент (Ad), то мы получаем формулу реального спроса на товар.

spros-real

Коэффициент Ad обязательно учитывает следующие факторы:

  • Степень насыщения товаром
  • Качество товара
  • Цену и качество сопряжённых товаров
  • Оформление

Правильно оценить влияние этих факторов довольно сложно, особенно степень насыщения товаром и его оформление. Ведь эти два фактора имеют чисто психологическую природу. В свою очередь качество товара можно оценить достаточно достоверно.

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Sign up
Lost your password? Please enter your username or email address. You will receive a link to create a new password via email.